"Петя и волк" Прокофьева. Интерпретация Константина Хабенского.
29 марта 2020 года состоялась очередная Online-трансляция
Мариинского театра, приуроченная к Всемирному дню театра. Ей стала
запись симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк», премьера
которой прошла 9 марта 2016 — К 125-летию С. C. Прокофьева. В этой
версии в роли чтеца перед юными слушателями предстал Народный
артист РФ Константин Хабенский, дирижер — Михаил Синькевич. В этот
вечер на сцене солировали артисты Детской студии Мариинского театра
– Сергей Голубцов (Петя), Иван Чапкевич (дедушка), Даниил Силкин
(Волк), Анна Дарман (Кошка), Мария Каспарова (Птичка), Анна
Давлетшина (Утка).
Симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем
Прокофьевым в 1936 году на текст самого композитора, вот уже много
десятилетий является прекрасным поводом для первого знакомства детей с
инструментами симфонического оркестра и миром классической музыки в
целом. Простые и запоминающиеся партии солирующих инструментов,
интересный и захватывающий сюжет, заставляющий детей сопереживать
главным героям, светлая и прозрачная манера оркестрового письма – всё это с
первых тактов способствует завоеванию внимания маленьких слушателей.
Нынешняя премьера не стала исключением.
Спектакль начался с неформального общения чтеца и публики, а также
представления «главных действующих лиц» мероприятия. Харизма и
свободная манера общения великолепного артиста – Константина Хабенского
– способствовали установлению в зале тёплой и дружеской атмосферы. После
вступительной преамбулы началось сказочное повествование.
Несмотря на академический формат воплощения музыкальной сказки С.
Прокофьева в зале Мариинского театра следует отметить прекрасную
режиссуру спектакля, в постановке Мстислава Пентковского. Концерт-сказка
начался с «перевоплощения» чтеца в красный галстук, что уже само по себе
было символично и имело характер бутафорского действия, а также
способствовало активизации внимания юных слушателей.
Музыкальное воплощение сказки, осуществлённое солистами и
оркестром Мариинского театра, было на высочайшем уровне, как и подобает
ведущему симфоническому коллективу страны. Каждая из солирующих
партий звучала выразительно и соответствовала музыкальной характеристике
своего персонажа. Музыканты демонстрировали мастерское и виртуозное
владение инструментами и раскрывали их выразительные звучание в разных
регистрах и ансамблевых сочетаниях. Со сцены звучал полноценный
сценический диалог, который был разыгран не вербальными, а музыкальными
средствами.
Сценическое воплощение музыкальной сказки было довольно
аскетично: на сцене отсутствовали декорации, костюмы музыкантов и
дирижера имели строгий и сдержанный стиль. Освещение было однородным
и ярким. Вероятно, режиссёр спектакля не ставил перед собой цель разыграть
на сцене какую-либо светоцветовую драматургию. Наоборот он сделал акцент
на полноценном освещении сценического пространства для того, чтобы
акцентировать внимание юных слушателей на внешнем виде инструментов,
процессе слаженной работы музыкантов оркестра в ансамбле, взаимодействии
оркестрантов, чтеца и дирижёра.
Особое внимание следует зафиксировать на актёрской работе
Константина Хабенского, чей гений сценического мастерства в этот вечер в
полной мере проявился в ракурсе детской сказочной драматургии. Хабенский
мастерски перевоплощался в главных персонажей сказки, следуя развитию
сюжета и создавая яркие, запоминающиеся образы, чем вызвал овации у детей
и их родителей по окончании спектакля.
В завершении отметим, что публика восторженно приветствовала
артистов, дирижёра и чтеца после окончания сказки. Радостные и
восторженные детские лица восхищённые взгляды родителей и бурные
аплодисменты явились лучшей благодарностью музыкантам.
Иван Кирвяков,
студент Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова
Эту трансляцию можно посмотреть тут:
https://www.youtube.com/watch?v=0tgzlaQBMq8